Для чего авиаперевозчики соседней страны овладевают второстепенными украинскими аэропортами?
Уже сегодня, несмотря на кризисные явления, политические и экономические проблемы, наблюдается интерес иностранных перевозчиков к украинскому рынку. В первую очередь это справедливо для турецких авиакомпаний, таких, как Atlasglobal, Pegasus и Turkish Airlines. Есть ли у них шансы на расширение своего бизнеса в Украине?
Регулярные — не чартерные!

Бронирование авиабилетов и перевозки в аэропорты турецких курортных зон (Анталья, Даламан, Бодрум) выполняются обычно на чартерной основе. В этой ситуации почти каждая компания –как Турецкая, так и Украинская — может получить разрешение на полеты по выбранному маршруту от авиационных администраций Украины и Турции, и без особых проблем выполнять перевозки. Спрос на заказ онлайн авиабилетов на чартерные рейсы между нашими государствами достаточно высок, поэтому здесь представлено много авиаперевозчиков. Другая ситуация с бронированием авиабилетов на международные регулярные перевозки, которые довольно-таки жестко квотируются.
Так по рейсу Киев-Стамбул летают и украинские «Международные авиалинии Украины» (МАУ), и самый большой турецкий перевозчик Turkish Airlines. По направлению Львов-Стамбул можно купить недорогие авиабилеты у таких авиакомпаний как, Atlasglobal, МАУ, Turkish Airlines. Как турецкие, так и украинские самолеты отправляются в Турцию и из других аэропортов нашего государства, но в пределах квот, установленных межправительственным украинско-турецким соглашением «О авиационном сообщении». Например, забронировать авиабилеты по маршруту Киев-Стамбул имеет возможность каждая из сторон — Украина и Турция — но они также имеют право выполнять только 16 рейсов в неделю,а по маршруту Одесса-Стамбул — еще меньше, 14 рейсов для каждой стороны. Определенным образом при наличии таких ограничений помогает код-шеринг, увеличивая load-factor бортов. Однако такое сотрудничество никоим образом не приведет к увеличению количества рейсов, поэтому пропускная способность воздушной линии ограничивается суммарной емкостью всех воздушных судов, которые ее обслуживают.
Время от времени, когда возникает повышенный спрос на покупку авиабилетов онлайн, авиакомпании ставят на линию борты повышенной емкости. Так, в свое время МАУ распространяя недорогие авиабилеты по направлению Киев-Москва ставили дальнемагистральный Boeing 767. Однако такие замены являются приемлемыми только в случае необходимости «тушения пожара», то есть срочного удовлетворения ажиотажного спроса на покупку авиабилетов, и никоим образом не могут рассматриваться как стратегическая политика компаний. Именно поэтому вопросы организации и стабильности перевозок из региональных воздушных гаваней, в том числе и аэропортов так называемого «второго эшелона» (те же Запорожье, Ивано-Франковск или Херсон) являются стратегически важными для состояния и развития отечественной авиационной отрасли. Сейчас это справедливо по крайней мере на некоторых направлениях, в первую очередь — на стамбульском.
Куда летать в ожидании либерализации

Итак, в случае с Турцией большое задание рынок возлагает на правительство, поскольку сейчас есть теоретическая возможность договориться о двусторонней либерализации авиасообщения между Украиной и Турцией, не дожидаясь открытия авиасообщения с ЕС без ограничений. Для многих украинских бизнесменов Стамбул — это центр бизнеса куда они часто бронируют авиабилеты, и радостно бы встретили увеличение количества таких рейсов как Киев-Стамбул и повышение конкуренции на авиарынке.
Тем не менее, пока рынок регулярных перевозок между Украиной и Турцией ограничен. В этой ситуации хороший пример нам показывает Turkish Airlines, продавая авиабилеты онлайн и открывая рейсы во второстепенные аэропорты. Цель такой деятельности вполне понятна — забрать всех пассажиров, которые хотя бы минимально заинтересованы в покупке авиабилетов на международные перелеты. Так, в свое время, когда вообще мало кто вспоминал, что в городе Херсон есть аэропорт, именно эта компания согласилась выполнять рейсы Херсон-Стамбул. Эти рейсы выполняются и сегодня, и компания идет дальше по городам Украины, например, даёт возможность приобретения авиабилетов Запорожье-Стамбул, Ивано-Франковск-Стамбул и авиабилеты на самолёт Днепропетровск-Стамбул. Не обращая внимания на возможную конкуренцию, Turkish Airlines пытается занять малоинтересные на первых взгляд ниши. Но их опыт показывает обратное.
Подобным образом, хотя и довольно осторожно, по городам Украины идет Atlasglobal, которая, в отличие от той же Turkish Airlines, основала в Украине свою дочернюю авиакомпанию. Не исключено, что в дальнейшем, при сохранении существующих тенденций, в такой схеме заинтересуются и другие турецкие перевозчики, в том числе и те, что уже летают в Украину, например, Pegasus или Onur Air и дадут возможность забронировать авиабилеты именно на их рейсы.
Днепропетровск и Ивано-Франковск: технические ограничения или процесс «выдавливания»?
Но и здесь не все бывает простым для иностранного перевозчика. В апреле этого года в СМИ появилась информация о том, что авиакомпания Turkish Airlines отменила продажу авиабилетов на рейсы Стамбул-Ивано-Франковск, поскольку аэропорт Ивано-Франковска ввел ограничения. Сам аэропорт объяснил это ремонтом полосы, поэтому теперь аэродром аэропорта может обслуживать не более 10 операций в сутки с судами не более 50 тонн. Такие ограничения продлятся до завершения ремонтных работ. Итак, самолеты Airbus A319, которые использовали Turkish Airlines, не могут продавать авиабилеты и оперировать в этом аэропорту. Ранее Turkish Airlines также была вынуждена прекратить продажу авиабилетов Стамбул-Днепропетровск — как объяснили позже, также из-за технических проблем аэропорта. Рейсы Стамбул-Днепропетровск также выполняет компания «Днеправиа», но она использует меньше самолеты Embraer-145.
О ситуации с полетами в Стамбул стало известно и Министерству инфраструктуры, однако его председатель Владимир Емельян отметил: конфликт между аэропортом «Днепропетровск» и авиакомпанией Turkish Airlines является коммерческим спором двух компаний, следовательно, оснований для вмешательства в него Министерства инфраструктуры или Госавиаслужбы нет. «Мы не имеем ни полномочий, ни права вмешиваться», — ответил он на претензии одного из представителей туристической отрасли, по мнению которого «Международные авиалинии Украины» (МАУ) и аэропорт «Днепропетровск» злоупотребляют монопольным положением.
Тем не менее, В.Омелян все же назвал ситуацию в Днепропетровске «неприятной», такой, что «создает неудобства для пассажиров», которые бронируют авиабилеты на сайте аэропорта, и высказал мнение, что она наносит ущерб аэропорту. Министр также отверг обвинения в связях с Игорем Коломойским, который является совладельцем МАУ и компании «Днеправиа», управляющей аэропортом «Днепропетровск».
Кроме того, И.Коломойский является совладельцем группы «Приват» с которой аффилированная компания «Скорзонера», что в мае 2010 года получила целостный имущественный комплекс областного коммунального предприятия «Международный аэропорт «Ивано-Франковск» в концессию на 30 лет.Однако не следует сразу обвинять кого-то в этой ситуации хотя бы потому, что авиаперевозчик официально не выставлял претензий конкретно к кому-то.
Более того, в начале мая стало известно, что Turkish Airlines сможет возобновить продажу авиабилетов на полеты до конца мая на такие рейсы как Днепропетровск-Стамбул и рейсы Ивано-Франковск-Стамбул после проведения в них ремонтных работ взлетно-посадочных полос.
Именно из таких соображений договоренность была достигнута в ходе встречи председателя Госавиаслужбы Александра Бильчука и В. Емельяна с чрезвычайным и полномочным послом Турецкой Республики Йонетом Джаном Тезелем и руководством авиакомпании, где указанные аэропорты доложили, что техническое состояние их взлетно-посадочных полос накладывает определенные ограничения на полеты.
Поэтому стоит немного подождать выполнения ремонтных работ в этих аэропортах и будем надеяться на то, что бизнесу, который хочет и будет работать в Украине — всегда рады.
|